Пользовательское соглашение
Современный мир полон стрессов. В их числе – навязчивые окна с предложением увы не руки и сердца, а принятия условий использования различных сайтов и сервисов в интернете. Не одна мышь измождена скроллингом до заветной галочки, чтобы скорее купить авиабилет или просмотреть статью, согласившись, не глядя на какие-то «печеньки» и еще двадцать пунктов мелким шрифтом. Как пользователи мы зачастую пренебрегаем изучением этого, откровенно суховатого текста. Например, для Кайла в одной из серий мультфильма «Южный Парк» это закончилось тем, что он подписался под добровольным вступлением в рабство корпорации и разрешением проводить над собой любые опыты. Как владельцы интернет-ресурсов, мы конечно же не хотим предусматривать таких условий в пользовательском соглашении, но все же должны позаботиться о регулировании отношений с пользователями заранее.
Что такое пользовательское соглашение?
Пользовательское соглашение – это как поход в гости к очень мнительному человеку. Вот, пожалуйста, салатик (контент), кушайте на здоровье, но только пластиковыми вилками и из глиняных тарелок, говорит хозяин, а также предполагается, что гости за столом не будут обсуждать криминальные дела, не будут предлагать сыграть в карты на деньги и вообще будут принимать все происходящее как есть без всяких возражений.
То есть в пользовательском соглашении владелец интернет-ресурса предоставляет право использования интернет-контента, программы конечному пользователю как бесплатно, но с определенными условиями, так и за вознаграждение.
Переходя к галочке в «чек боксе», или иному способу выражения согласия с условиями пользовательского соглашения (это может быть например оплата или регистрация на сайте) потребитель, если не вчитывается в текст, пропускает много важного, ведь в соглашении определяются права и обязанности пользователя и администрации сайта, взаимная ответственность, условия, на которых предоставляется контент, фиксируются обязательства по срокам и качеству предоставления товаров и услуг, порядок защиты персональных данных, регулируются вопросы авторских прав и процедура разрешения споров, указываются используемые термины и реквизиты администрации.
Кому и зачем необходимо пользовательское соглашение?
По большому счету пользовательское соглашение необходимо всем интернет-сайтам, и в особенности осуществляющим торговлю товарами и оказывающим услуги. Например, для интернет-магазина пользовательское соглашение должно содержать условия, на которых реализуется товар, порядок его возврата и т.д. По сути, пользовательское соглашение — это публичная оферта. То есть владелец Интернет-ресурса объявляет о своем намерении сотрудничать с каждым, кто полностью согласен с условиями пользовательского соглашения. Но даже если сайт ничего не продает, крайне важно определиться с порядком взаимодействия при использовании ресурса, например:
- кто несет ответственность за пользовательский контент?
- в каких ситуациях аккаунт пользователя может быть заблокирован?
- и т.п.
Что будет, если на сайте нет пользовательского соглашения?
Пользовательское соглашение призвано снизить правовые риски владельца интернет- сервиса, в том числе связанные с действиями пользователя. Это активно используемый инструмент защиты интересов в суде. Если на сайте такого соглашения нет, то в отношениях с потребителем придется руководствоваться исключительно нормами закона, которые регулируют не все ситуации. Кроме того, в части персональных данных, отсутствие надлежащего документа об их обработке может повлечь штраф или блокировку сайта.